Вам остается только выбрать интересующий вас жанр и год публикации
- огромный архив публикаций, включающий самые различные материалы –
в том числе из личного архива актера – к вашим услугам!
Чтобы найти статью воспользуйтесь фильтрами:
Чтобы найти статью воспользуйтесь фильтрами:
Фильм «Время первых»: Космос с человеческим лицом (кинорецензия)
(Рецензия, www.interessant.ru, 14.04.2017, на русском)
В новой картине о подвиге советских космонавтов гуманистические ценности дали бой компьютерным технологиям. И победили
Спустя пятьдесят с лишним лет отечественный кинематограф решил отдать должное подвигу советских космонавтов, совершивших первый выход в открытый космос. Вернее, вышел только один - Алексей Леонов, второй - Павел Беляев - был командиром корабля и «руководил процессом». Сегодня, когда мы уже и имен не знаем тех, кто летает над нами, у такого героико-ностальгического кино есть определенная задача, как, впрочем, и у других российских фильмов похожей направленности, - показать что-то, чем наш народ может гордиться. И не важно, будут это герои-панфиловцы, хоккеист Харламов, моряки-полярники или даже князь Владимир. Что характерно, все эти объекты для гордости - из прошлого. Современность пока поставляет для кино в основном лишь ментов и бандитов. Но, может, еще лет через пятьдесят найдут и в нашей жизни какие-то поводы для гордости, о которых можно снять фильм. А пока довольствуемся тем, что сделали предыдущие поколения.
Кино для всех
Теперь собственно о фильме «Время первых», создание которого было непростым - полегче, конечно, чем выход в открытый космос, но тоже не без проблем. Творческих, естественно. В основном они касались режиссера, которому продюсеры, среди которых Тимур Бекмамбетов и исполнитель главной роли Евгений Миронов, собирались доверить съемку картины. Первоначально планировалось пригласить Сергея Бодрова-старшего, но в результате фильм начал снимать Юрий Быков, создатель остросоциальных лент «Майор» и «Дурак». То ли переключиться на массовое кино - а «Время первых» изначально задумывалось как блокбастер, рвущий кассу, - то ли по каким-то другим причинам, но в середине процесса Быков из картины ушел. Его место занял Дмитрий Киселев - к счастью, не всем известный тележурналист, но тоже не чужой для телевидения человек. Недаром ведь среди создателей картины значится и Первый канал, к которому, кстати, есть претензии - в отличие от другого своего детища, «Викинга», рекламная кампания которого задушила всех, «Время первых» такой раскрутки не получило. В кинотеатрах спокойно можно встретить людей, интересующихся, что это за фильм. Зато в плане ширины проката «Время первых» «Викингу» не уступило - идет везде и на всех сеансах. И в этом случае претензий нет - это как раз то кино, которое можно и нужно смотреть всем.
Народные артисты и народные герои
Правда, насчет блокбастера и даже «триллера», как пишут на некоторых афишах, можно поспорить, но фильм однозначно получился. Наверное, народный артист Евгений Миронов в детстве хотел быть космонавтом, иначе зачем ему было затевать такой сложный процесс да еще и играть главную роль - Алексея Леонова? Который стал консультантом картины - так что мог заметить все ляпы - и которому на момент полета был 31 год, а играющему его Миронову, извините, пятьдесят. Что, впрочем, абсолютно не раздражает. Ведь Миронов обладает исключительной актерской фактурой - он может сыграть и старика, и юношу, и красавца, и урода, и всё, как говорится, в кассу. Вот и в роли Леонова он мало того что органичен, так еще и очень на него похож.
Другой народный артист - Константин Хабенский - по возрасту близок к своему герою - Павлу Беляеву, внешне похож не очень и, наверное, излишне рефлексирует, но это тоже такая актерская фактура. По крайней мере Леонов, который посвятил фильм своему «другу и капитану» Беляеву, умершему через пять лет после полета от перитонита, против кандидатуры Хабенского не возражал.
В результате получился прекрасный дуэт двух народных артистов, вполне достойный дуэта двух народных героев, совершивших подвиг, о котором сегодня уже стали забывать.
Но есть в фильме и третий народный артист - Владимир Ильин, играющий Сергея Королева. Именно он отвечает во «Времени первых» за идеологию. И если космонавты - просто мужчины, выполняющие свою задачу, то Ильин - Королев хоть и тихий, но противник окружающей советской действительности, которая душит, давит и не дает относиться к людям по-человечески.
Без пафоса - о главном
Образ страны, живущей под девизом «Догнать и перегнать Америку!» и ради выполнения этого девиза готовой пожертвовать любым своим гражданином, вырисовывается в фильме постепенно. Случайные фразы, короткие приказы, заранее записанное сообщение о гибели космонавтов при «исполнении долга» - всё в одном ряду. «Дорогой Леонид Ильич», плохо понимающий, как это - отправить человека в открытый космос, но ждущий выполнения своей команды в любом случае. И конструктор Королев, хотя и говорящий, что наши люди всегда «летали в кандалах» и лучше их не снимать, а то черт-те что получится, и в то же время все-таки пытающийся дать возможность взлететь - и себе, и другим. А главное - вернуться потом на землю.
Это всё одна страна и одно время, которые оператор Владимир Башта тщательно реконструировал - до бытовых мелочей. При этом он не стал снимать фееричных космических сцен, которые вроде бы должны присутствовать в блокбастере, а сделал упор и на ретродеталях, и на крупных планах - отчего картина только выиграла. Потому что компьютерные «звездные войны» нарисовать гораздо проще, чем показать живых людей, которым будут сопереживать. А героям «Времени первых», хотя и знаешь, что всё кончится хорошо, действительно сопереживаешь. Ну и гордишься тоже.
Так что фильм, может, и не оправдал таких громких названий, как «блокбастер» или «космическая эпопея», зато выполнил другую свою задачу - без излишнего пафоса показал, что в жизни, конечно, всегда есть место подвигу. Только еще неплохо бы не забывать, что любой подвиг совершают обычные люди - чьи-то дети, родители, любимые и близкие.
Спустя пятьдесят с лишним лет отечественный кинематограф решил отдать должное подвигу советских космонавтов, совершивших первый выход в открытый космос. Вернее, вышел только один - Алексей Леонов, второй - Павел Беляев - был командиром корабля и «руководил процессом». Сегодня, когда мы уже и имен не знаем тех, кто летает над нами, у такого героико-ностальгического кино есть определенная задача, как, впрочем, и у других российских фильмов похожей направленности, - показать что-то, чем наш народ может гордиться. И не важно, будут это герои-панфиловцы, хоккеист Харламов, моряки-полярники или даже князь Владимир. Что характерно, все эти объекты для гордости - из прошлого. Современность пока поставляет для кино в основном лишь ментов и бандитов. Но, может, еще лет через пятьдесят найдут и в нашей жизни какие-то поводы для гордости, о которых можно снять фильм. А пока довольствуемся тем, что сделали предыдущие поколения.
Кино для всех
Теперь собственно о фильме «Время первых», создание которого было непростым - полегче, конечно, чем выход в открытый космос, но тоже не без проблем. Творческих, естественно. В основном они касались режиссера, которому продюсеры, среди которых Тимур Бекмамбетов и исполнитель главной роли Евгений Миронов, собирались доверить съемку картины. Первоначально планировалось пригласить Сергея Бодрова-старшего, но в результате фильм начал снимать Юрий Быков, создатель остросоциальных лент «Майор» и «Дурак». То ли переключиться на массовое кино - а «Время первых» изначально задумывалось как блокбастер, рвущий кассу, - то ли по каким-то другим причинам, но в середине процесса Быков из картины ушел. Его место занял Дмитрий Киселев - к счастью, не всем известный тележурналист, но тоже не чужой для телевидения человек. Недаром ведь среди создателей картины значится и Первый канал, к которому, кстати, есть претензии - в отличие от другого своего детища, «Викинга», рекламная кампания которого задушила всех, «Время первых» такой раскрутки не получило. В кинотеатрах спокойно можно встретить людей, интересующихся, что это за фильм. Зато в плане ширины проката «Время первых» «Викингу» не уступило - идет везде и на всех сеансах. И в этом случае претензий нет - это как раз то кино, которое можно и нужно смотреть всем.
Народные артисты и народные герои
Правда, насчет блокбастера и даже «триллера», как пишут на некоторых афишах, можно поспорить, но фильм однозначно получился. Наверное, народный артист Евгений Миронов в детстве хотел быть космонавтом, иначе зачем ему было затевать такой сложный процесс да еще и играть главную роль - Алексея Леонова? Который стал консультантом картины - так что мог заметить все ляпы - и которому на момент полета был 31 год, а играющему его Миронову, извините, пятьдесят. Что, впрочем, абсолютно не раздражает. Ведь Миронов обладает исключительной актерской фактурой - он может сыграть и старика, и юношу, и красавца, и урода, и всё, как говорится, в кассу. Вот и в роли Леонова он мало того что органичен, так еще и очень на него похож.
Другой народный артист - Константин Хабенский - по возрасту близок к своему герою - Павлу Беляеву, внешне похож не очень и, наверное, излишне рефлексирует, но это тоже такая актерская фактура. По крайней мере Леонов, который посвятил фильм своему «другу и капитану» Беляеву, умершему через пять лет после полета от перитонита, против кандидатуры Хабенского не возражал.
В результате получился прекрасный дуэт двух народных артистов, вполне достойный дуэта двух народных героев, совершивших подвиг, о котором сегодня уже стали забывать.
Но есть в фильме и третий народный артист - Владимир Ильин, играющий Сергея Королева. Именно он отвечает во «Времени первых» за идеологию. И если космонавты - просто мужчины, выполняющие свою задачу, то Ильин - Королев хоть и тихий, но противник окружающей советской действительности, которая душит, давит и не дает относиться к людям по-человечески.
Без пафоса - о главном
Образ страны, живущей под девизом «Догнать и перегнать Америку!» и ради выполнения этого девиза готовой пожертвовать любым своим гражданином, вырисовывается в фильме постепенно. Случайные фразы, короткие приказы, заранее записанное сообщение о гибели космонавтов при «исполнении долга» - всё в одном ряду. «Дорогой Леонид Ильич», плохо понимающий, как это - отправить человека в открытый космос, но ждущий выполнения своей команды в любом случае. И конструктор Королев, хотя и говорящий, что наши люди всегда «летали в кандалах» и лучше их не снимать, а то черт-те что получится, и в то же время все-таки пытающийся дать возможность взлететь - и себе, и другим. А главное - вернуться потом на землю.
Это всё одна страна и одно время, которые оператор Владимир Башта тщательно реконструировал - до бытовых мелочей. При этом он не стал снимать фееричных космических сцен, которые вроде бы должны присутствовать в блокбастере, а сделал упор и на ретродеталях, и на крупных планах - отчего картина только выиграла. Потому что компьютерные «звездные войны» нарисовать гораздо проще, чем показать живых людей, которым будут сопереживать. А героям «Времени первых», хотя и знаешь, что всё кончится хорошо, действительно сопереживаешь. Ну и гордишься тоже.
Так что фильм, может, и не оправдал таких громких названий, как «блокбастер» или «космическая эпопея», зато выполнил другую свою задачу - без излишнего пафоса показал, что в жизни, конечно, всегда есть место подвигу. Только еще неплохо бы не забывать, что любой подвиг совершают обычные люди - чьи-то дети, родители, любимые и близкие.