Чтобы найти статью воспользуйтесь фильтрами:
Миронов и Хабенский готовятся стать космонавтами
Фильм посвящен первому выходу человека в открытый космос, который состоялся 18 марта 1965 года. Совершившего его Алексея Леонова играет Евгений Миронов, у Константина Хабенского роль Павла Беляева, командира корабля той экспедиции.
Миронов не только исполнитель главной роли, но и один из продюсеров. По его словам, он заболел этой историей, когда увидел документальную передачу о Леонове. Пришел с идеей фильма в кинокомпанию BAZELEVS Тимура Бекмамбетова, и она стала партнером его студии «Третий Рим» в работе над картиной.
— Перед съемками я познакомился с Алексеем Архиповичем, – рассказывает Евгений. — Помню, приехал к нему домой с опозданием на три часа: были жуткие пробки. Подъезжая, думал: «Сейчас, наверное, пошлет меня…» А он встретил в красивом спортивном костюме, с вытянутой спиной и сказал: «Пройдемте!» Потом мы общались много раз. Расспрашивал его о жизни. Интересовали подробности, например, было важно понять, как Леонов решил стать космонавтом. Он же очень талантливый художник и собирался учиться по этому направлению. А больше всего меня удивил рассказ о том, что он ощутил, когда вышел в открытый космос. Мне кажется, в тот момент он навсегда изменился, в него закралась какая-то печаль. Я это почувствовал, несмотря на то что Леонов – человек крайне веселый и оптимистичный. Изумился, какой Алексей Архипович сам маленький и какие мы все, люди, по сравнению с ним маленькие. И, конечно, поразил страшнейший психологический стресс, который он пережил, когда случилась история с раздуванием скафандра (во время выхода в космос. — Прим. «Антенны»). Леонов не понимал, как вернуться в ракету. Человек впервые вышел в открытый космос, весь мир про него узнал, пять минут он был героем, и тут осознает, что дальше – смерть, через 10 минут зайдет солнце, наступит страшный холод и кончится кислород. Алексей Архипович рассказывал, что в тот момент ему было жизненно необходимо понять: где дом? У него промелькнула мысль: дом там, где дочь. И через секунду: неправильно, дом там, где корабль. И он смог придумать способ в него вернуться.
Физическую подготовку к фильму мы с Костей Хабенским начали за полгода до съемок. Занимались в спортзале и сейчас занимаемся. Картина требует немыслимой выносливости. Например, крайне тяжелыми были сцены тренировки космонавтов. Многочасовой процесс, мы вошли в ритм, но, честно говоря, я понимал: еще неделя и, наверное, не выдержал бы. Предполагал, что как артист смогу изобразить усталость и отчаяние, но здесь даже играть ничего не пришлось: пот шел сам собой, и ужас в глазах от этой центрифуги настоящий.
Мы с Костей побывали в центре, где готовят космонавтов. Потренировались, посмотрели, как сейчас происходит подготовка. Конечно, это небо и земля по сравнению с шестидесятыми. Тогда все было до конца не продумано, не освоено, торопились обогнать американцев. Да не только поэтому, люди сами хотели быть первыми. У Леонова в скафандре даже не было вентиляции, на земле он вылил из него шесть литров пота. В центре я примерил современный костюм, полюбовался, как удобно работают на подшипниках перчатки, а у первых астронавтов все было «железобетонно», и при этом нужно было выполнять сложнейшие операции. То, что они сделали, – настоящий подвиг.
Я застал время, когда все мальчишки мечтали стать космонавтами, смотрел прямые трансляции с запусков ракет, их тогда показывали. Хочется, чтобы это время вернулось. Чему, кстати, способствуют американские фильмы, которые сейчас выходят («Гравитация», «Марсианин»), но и наша страна столько сделала в развитии космоса, что нам есть чем гордиться и о чем рассказать. Какая моя любимая картина про астронавтов? «Москва – Кассиопея». И еще «Космическая одиссея 2001 года». К слову, это любимый фильм Леонова о космосе.
– Наша история связана не только с космосом, но и с преодолением человеком самого себя, – говорит Константин Хабенский. – Для понимания образа Беляева мне пригодились мемуары и воспоминания о нем участников первого отряда. Важна фактическая сторона, и понять ее лучше помогает общение с реальными космонавтами.
Создатели фильма постоянно консультируются с Леоновым (Беляев ушел из жизни в 1970 году), специалистами, готовившими полет 18 марта 1965 года, космонавтами и техническими экспертами.
«Антенна» побывала в студии, где создаются спецэффекты для фильма. Чтобы повторить подвиг космонавтов с помощью компьютерных технологий, здесь создают 3D-модели актеров. Для этого Евгений и Константин по очереди заходят в скафандрах и шлемах в комнату, стены которой увешаны фотокамерами, и с их помощью делается сканирование, чтобы потом создать для артистов виртуальных двойников.
– Здесь 80 фотоаппаратов, – рассказывает специалист по визуальным эффектам Илья Торопов. – Их количество зависит от объекта. Сканируем не только людей, например, сделали 3D-модель космического корабля «Восход», который находится в музее корпорации «Энергия». К счастью, работать с человеком в костюме астронавта максимально просто. Если бы у нас были наряды XVIII века с обилием складочек и павлиньими перьями, это было бы проблематично, а скафандр равномерен по фактуре. Для сканирования лиц используем самые совершенные аппараты, которые позволяют воспроизвести фактуру вплоть до пор на коже. Если все сделать качественно, заметить подмену актера на цифрового дублера будет практически невозможно.
В то же время создатели фильма ориентированы на то, чтобы в кадре максимальное время находились не 3D-модели, а люди, причем именно актеры. Хотя на площадке работают каскадеры, многие трюки Евгений и Константин выполняют сами. Курс тренировок, который они проходят, разработан специально для них на основе программы подготовки космонавтов, существовавшей в 60-е. Актеры приводят в тонус мышцы, тренируют сердце и общую выносливость.
У исполнителей главных ролей уже было немало сложных сцен. Например, приземление. Возвращаясь из космоса, Леонов и Беляев спускались на Землю на парашютах. Эпизод снимали в павильоне, артистов подвешивали в воздухе с помощью системы креплений.
— По сюжету Павел в свободном полете пытается сцепиться с Алексеем, и его закручивает вокруг оси, – рассказывает постановщик трюков Александр Стеценко. — Заменить актера дублером мы не могли, потому что когда эта круговерть останавливается, мы должны увидеть его лицо. И вынуждены были раскручивать Костю до бешеной скорости, дубль за дублем, а их было около 12! Реально за него переживали, но он с честью все выдержал. А Жене в этой сцене нужно было выполнить в одном кадре сразу несколько разнообразных и сложных движений: он летит в воздухе, видит Костю, пикирует, цепляется за него, его тоже закручивает и отбрасывает в сторону… Аттракцион, безумные американские горки, только в несколько раз страшнее!
– Непросто было и на съемках сцен подготовки в отряде космонавтов, – продолжает Александр. – Был вопрос, как снимать эпизод на качелях – по сюжету Леонов делает «солнышко». Но хоть мы в детстве все хвастались, что это легко, на самом деле раскачать такие качели сложно, они очень тяжелые. Думали, все сделает дублер, а Женя только покачается с амплитудой метр-полтора. Но он настоял на том, чтобы сниматься самому. Потренировался и сделал полный проворот, причем с прикрепленной к качелям камерой, тоже тяжелой. Она снимала его глаза, а за ним – фон, меняющийся с бешеной скоростью. Так мы смогли передать всю мощь этого движения.
Впереди съемки выхода Леонова в открытой космос, который будет воспроизведен с исторической точностью. Премьера картины «Время первых» запланирована на осень 2016 года.
– Предполагается, что во всех сценах Женя будет сниматься сам, – рассказывает Стеценко.– Ему предстоят съемки на полутора десятках различных систем подвеса. И все это в скафандре при повышенных температурных условиях павильона. Могу предположить, что настоящим космонавтам легче, чем нашим актерам, они же в состоянии невесомости. А тут – совместите работу грузчика и кочегара и поймете, о чем речь, а ведь еще нужно изображать легкость в теле. С них по 10 потов сходит, когда снимают скафандр, из него вода льется. Мы, каскадеры, актеров оцениваем так: пахарь или не пахарь. Женя и Костя пахари, выжимают из себя все силы, чтобы добиться максимального эффекта в кадре.