«Боковой плацкарт» — есть на фестивале в Выборге такие места, и многие зрители очень даже рады, когда их удается занять. Показы «Окно в Европу» зачастую проходят с аншлагами, так что выручают стулья, расставленные вдоль стены.
Не избалованным развлечениями и большими премьерами городам особенно приятно, когда на сцене появляются создатели фильмов, а после просмотра не отказывают в автографе или совместной фотографии. Благодарные зрители и благодарные авторы — так можно описать гармонию на фестивале, и слова режиссера Ильи Северова о том, что своим фильмом он просто хотел сделать мир чуточку добрее, искупят часть критических замечаний. Да, не фестивальный формат, а самый настоящий зрительский — с него и начнем рассказ о премьерах субботы, 8 августа.
РАЗВОД ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ
Продюсерский проект «Ленфильма» открывал программу второго дня фестиваля «Окно в Европу» и оставил довольно благоприятное впечатление — во многом благодаря ярким диалогам и работе актеров. Полнометражный дебют Ильи Северова — это интеллигентная комедия, когда двое немолодых супругов однажды умудряются поссориться так, что он хлопает дверью, и она остается одна. Но слишком просто было бы разойтись — у каждого из них целый ворох отношений — сын, купивший диплом, амбициозная заместитель, которая хочет убрать начальницу, и старый друг, который готов приютить на время конфликта.
«Мужчина, что, чего-то хочется?» — даже в советское время женщины лучше знали, что именно они хотят и какими средствами. Кинематографическая традиция (ВЛЮБЛЕН ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ, САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ, ОДИНОКАЯ ЖЕНЩИНА ЖЕЛАЕТ ПОЗНАКОМИТЬСЯ) в полной мере находит свое отражение и в этой работе, в которой сильный пол чаще всего оказывается слабым. Оператор Сергей Астахов, снимавший в 1982-м первую из вышеназванных работ — связующее звено между двумя картинами. Может поменяться многое, а вот установки в отношениях между людьми оказываются куда более устойчивыми.
В фильме разворачивается не так много событий, минимум персонажей, что очевидно уже по трейлеру, но зато эта легкая комедия решает главную задачу — приятно провести время. РАЗВОД — фильм для аудитории 30+, которая увидит на экране то общее, что объединяет ее с главными героями. Такие картины очень любят снимать французы — милые жанровые зарисовки про любовь и вино (в российском случае — это портвейн).
Если проводить параллели с нашим временем, то по настроению картина напоминает фильмы Виктора Шамирова (ИГРА В ПРАВДУ, СО МНОЮ ВОТ ЧТО ПРОИСХОДИТ). Этому способствует и появление на экране его постоянного актера Константина Юшкевича, который по традиции играет мужа, слишком отягощенного семейной жизнью в зрелые годы. Его инфантильные поступки насмешат кого угодно.
Несмотря на кризис в отношениях, главная героиня в замечательном исполнении Натальи Сурковой не решается трансформировать свою жизнь, хотя стала успешной деловой женщиной. Ее привязанность к своему мужчине может быть разным зрителем определена и как внутренняя сила, и как слабость (сам режиссер полагает, что решение сохранить любовь и семью — это есть позиция силы).
Для достижения комического эффекта авторы играют с традиционными штампами, которые связаны с понятиями «мужская» и «женская» логика.
Фильм станет первым проектом, выпущенным продюсерским центром «Ленфильма» в самостоятельный прокат (10 сентября), и подойдет, прежде всего, площадкам, которые целенаправленно работают на привлечение взрослой аудитории, которая также с удовольствием посмотрит его в прайм-тайм на одном из федеральных каналов.
НОРВЕГ
Трудовая миграция стала главной темой сразу для 2 конкурсных картин — НОРВЕГ и ПОБЕГ ИЗ МОСКВАБАДА. Фильм Алены Званцовой — это комедия нравов и столкновения различных культур, когда в процессе шутки проговаривается очень важная тема. Гастарбайтеры — проблема для современного общества чрезвычайно болезненная, так что обращение к ней авторов в жанре комедии вызывает уважение не меньше, чем социальная драма.
Российский интеллигент присматривается к эмиграции в благополучную Норвегию (и для этой цели уже завел отношения по переписке со скандинавской женщиной, увлеченной русской культурой), пока волею случая и непутевого друга не оказывается втянут в авантюру управления клининговым агентством. Словно товарищ Сухов, господин Кириллов пытается помочь «освобожденным женщинам Востока» (и проблемная Гюльчатай у него тоже есть), а заодно попытаться понять себя — кто он, чего хочет добиться, и какое именно решение станет для него правильным.
Очень верно подметил в процессе обсуждения фильма главред Filmz.ru Александр Голубчиков: «НОРВЕГ — это фильм о людях, которые пытаются жить не на своем месте и занимаются не своим делом».
Одно из главных достоинств фильма — это замечательные актерские работы Евгения Миронова, Дмитрия Марьянова, Ксении Рапопорт, Северии Янушаускайте и Розы Хайруллиной. НОРВЕГ — кино очень смешное и трогательное, и неоднократно зал «занимался» в едином порыве. Каждый герой — это целый характер, и когда они проговаривают между собой «философию жизни» и свои убеждения, то получаются очень целостные, яркие сцены.
НОРВЕГ — картина с очень сильным, плотным сценарием, где затрагивается сразу несколько важных тем, и проблема мигрантов — далеко не единственная в фильме. Например, персонаж Евгения Миронов раскрывается через отношения с работницами из Средней Азии, с «крышей», которая становится его близким другом (персонаж Марьянова), с норвежкой Брунхильд (все самое типичное из образа европейца и их представлений о России) и бывшей женой…таких пластов и конфликтов очень много.
Вот отсюда берется, пожалуй, единственная небольшая проблема фильма — персонажей становится слишком много, и от одной сюжетной линии зрителей бросают к другой, забывая на время о том или другом герое. Вот только-только Евгений Кириллов по-новому взглянул на свою бывшую жену, как он уже оказывается в компании с другом полицейским или с Брунхильд и ее сыном. Одна эмоция уходит, и появления Ксении Рапопорт приходится ждать 15-20 минут.
В качестве аналога для НОРВЕГА можно назвать замечательную комедию Евгения Шелякина Ч/Б («Вольга»), которая также была очень смешной и при этом затрагивала сложные вопросы.
Безусловно, НОРВЕГ — это прокатная история и абсолютно зрительское кино. На вопрос о потенциальном дистрибьюторе продюсер Рубен Дишдишян ответил, что решения пока нет, но он надеется, что за релиз возьмется компания «Парадиз». Премьера была очень успешной, и она дает надежду на широкий прокат.