Чтобы найти статью воспользуйтесь фильтрами:
Рецензия на фильм «Норвег»: Божественная комедия для русских с оркестром
Когда-то товарищ Гоголь начал писать историю об авантюристе, бродящем среди русских помещиков со странными коммерческими предложениями. Уж простите меня за столь смелое сравнение, но сюжет «Норвега», начинаясь с очень частной истории, точно также, исподволь, поднимает актуальные (или вечные?) вопросы о судьбе России, застрявшей между Западом и Востоком. Запад манит, Восток не отпускает.
Главный герой – Евгений Кириллов – конечно, не очень похож на олицетворение России. Весь такой современный продвинутый зрелый мужчина… написал бы ещё – прозападный, да сегодня боязно. Но судьба у него предельно российская – получил хорошее образование (физик), оказался не очень нужен своей стране и в итоге выживает, как может. А хочет просто жить. И появился у него план: выйти замуж за норвежку и уехать в далекую комфортную Норвегию.
Вот тут-то и начинается его схождение в ад. Вы уж простите меня за столь странный ассоциативный ряд, но «Норвег» – это, во-первых, божественная комедия без кавычек. Просто по жанру. Повторюсь, сценарий восхитителен. Написан легко и мастерски, его хочется растаскивать на цитаты. С Беатриче тут конечно сложности, хотя, Кириллов все-таки ее находит. А вот в ад он входит настоящий, и имя ему – клининговое агентство «Настенька». Тоже очень символичное образование: западное модное слово – и пять азиатских эмигранток, чистящих туалеты. Точнее, адом является не агентство, а тот мир говна, в котором оно живет и трудится. И главному герою на неопределенное время придется этим «агентством» руководить.
Разумеется, в аду у Евгения Алигьери появляется свой проводник – полицейский Сергей, который ранее крышевал этот бизнес. Нахрапистый, уверенный, знающий все дыры в местном заборе, он становится и проводником и учителем жизни для нашего Данте. Конечно, аналогия кажется вам натянутой. Да и я проводил ее, похихикивая. Но когда в конце фильма Серега начал писать стихи и публиковать их на Стихи.ру – у меня аж мурашки по спине пробежали. Вергилий!
В целом, сложные отношения Евгения и Сереги – самая мощная составляющая картины. Очень трогательный (хоть и поданный безумно смешно) был показан переход состояния у полицейского. Вместо того, чтобы просто рубить бабки с бизнеменишки, он начинает его спасать. Учить любить Родину.
Но у «Вергилия» есть антипод – образованная цивилизованная рассудительная норвежка Брунхильд. Которая предлагает Кириллову, как булгаковскому Мастеру, не рай, но покой. С первых минут главный герой чувствует, насколько чужой станет для него европейская Норвегия. Но там – покой, там – комфорт, там – гарантии его безопасности как личности. Там, наконец, тюрьмы с бассейнами!
И метания русского Алигьери идут сквозной нитью по всей картине. Что выбрать: выхолощенный покой Европы или дикое бурлящее варево Азии. Сюжет, как маятник. Только ты подумал, что тебе дали ответ, а события разворачиваются в обратную сторону. Круги ада наматываются одним за другим на бедной шее Кириллова. И оставаться нельзя, и уехать – сердце рвется!
Также и с эмоциональным фоном картины. Ты еще не успел просмеяться, а действие картины у тебя уже слезу выжимает. Так и сидишь в кресле: с полуулыбкой на лице, и поблескивающими глазами. То, что в картине роли сценариста и режиссера объединились в лице одной милой дамы – Алены Званцовой – сыграло только на пользу фильму. Картинка работала на сценарий, и потому донести его до нас зрителей удалось предельно чётко и ясно. В плане художественных изысков фильм звезд с неба не хватает, зато содержание его отточено до идеального.
Бесспорно, огромную роль сыграл удачно подобранный актёрский ансамбль. Даже гопники-азиафобы, появляющиеся в трёх маленьких сценах, выглядели очень органично. А основной состав – выше всяких похвал. Настолько, что даже звезда экрана Евгений Миронов на их фоне не сильно выделялся. Разумеется, я не узнал в седом бугае полицейском Дмитрия Марьянова, которого с детства люблю по роли Алика Радуги. Он был просто великолепен, как и бывшая тёща Кириллова в исполнении Розы Хайруллиной.
Авторы не дают прямого ответа на поставленный вопрос. Глядя на финальное посвящение фильма товарищу Сухову, ты понимаешь, что маятник жизни так и будет болтать его из стороны в сторону. Хотя, "Девять граммов в сердце" фоном в конце пробирают наши глубины сознания сильнее любых рассуждений.
Я не нашел информации о том, выйдет ли «Норвег» в прокат, но актерский состав и, в принципе, наличие хорошей комедийной составляющей, внушает надежды. Так что, если будет – сходите, непременно. Может, у каждого из нас появятся новые аргументы во внутреннем споре: быть или не быть… в России.