Вам остается только выбрать интересующий вас жанр и год публикации
- огромный архив публикаций, включающий самые различные материалы –
в том числе из личного архива актера – к вашим услугам!
Чтобы найти статью воспользуйтесь фильтрами:
Чтобы найти статью воспользуйтесь фильтрами:
Время говорить правду
(Рецензия, Литературная газета, 19.04.2017, на русском)
Величие подвига может спасти даже неудачно задуманный проект
Перед просмотром фильма «Время первых» имелись серьёзные опасения. Аннотация гласила, что действие происходит во времена противостояния СССР и США в шестидесятые годы ХХ века. Что героям космонавтам предстоит осуществить важнейшую миссию при огромных рисках, связанных с недостаточным количеством испытаний космического корабля. Можно было предложить, что нам попытаются вновь нарисовать ужасную картину конфликта хороших людей с жестокой тоталитарной машиной, никого не жалеющей ради достижения преимущества над врагом. Если такое и задумывалось, то план, можно сказать, провалился. Сам по себе человеческий подвиг через десятилетия облагородил происходящее на экране, освобождая кино от грязи и провокаций…
Когда-то я слышал выступление великого музыканта Евгения Светланова, который высказал мысль: если в оперном спектакле выделяют отдельные элементы, как то сценографию или работу художников, это значит – спектакль провальный. В настоящем искусстве важно целое, а не детали... Мастера такого уровня всегда бескомпромиссны.
Сегодня бескомпромиссность в искусстве мы потихоньку начали забывать, считая её не такой уж необходимой. И с точки зрения высших критериев «Время первых» не заслуживает одобрения, но и хулы оно точно не должно быть удостоено. Наверное, потому, что в этом масштабном проекте положительные компоненты перевесили негативные.
Что можно отнести к достоинствам.
Во-первых, саму идею вернуться к славной странице советской послевоенной истории – космонавтике. Долгое время мы пытались перечеркнуть достижения той эпохи, заменяя правду мифологией далеко не лучшего пошиба. Теперь почти всем очевидно, что дегероизация прошлого приводит к плачевным последствиям. Стремясь отскоблить советский пропагандистский глянец, мы исказили историю до бесстыдной неузнаваемости и взрастили на этих искажениях целое поколение дезинформированных молодых людей.
Создатели фильма в определённой степени учли это обстоятельство. Во «Времени первых» скрупулёзно воссоздан первый выход человека в открытый космос, и фильм очень выигрывает от того, что акцент сделан на реконструкции, а не на оценках происходящего. Именно в той части фильма, где действие происходит в космическом корабле, лучше всего смотрятся исполнители главных ролей Евгений Миронов (Алексей Леонов) и Константин Хабенский (Павел Беляев). И хоть широкому зрителю неизвестно доподлинно, как ведут себя космонавты в полёте, версия Миронова и Хабенского вполне убедительна.
Ещё один положительный момент – умелое (особенно во второй части кинофильма) изложение событий. Внимание зрителя не ослабевает ни на секунду, и это притом что всем известно: космонавт Алексей Леонов остался жив. Однако за его судьбу, равно как и за судьбу командира корабля Павла Беляева, волнуешься так, будто финал неочевиден и развязка произойдёт только сейчас, на твоих глазах. На интригу работают изобретательное сочетание планов, спецэффекты и операторские решения… Хотя эпизод с поздравлением Леонова Брежневым, которое едва не помешало космонавту вернуться на борт, смотрится вычурным и надуманным.
И конечно, нельзя не сказать о феноменальной работе Владимира Ильина, в исполнении которого Сергей Королёв превращается едва ли не в главную фигуру киноповествования. Здесь точен каждый жест, и несмотря на лаконичность декорации (Королёв почти весь фильм находится Центре управления полётами), Ильину удаётся представить своего героя масштабно, во всём многообразии и сложности характера, нацеленным на решение исторической задачи. Актёру было значительно сложнее, чем остальным, вылепить из своего персонажа подлинного героя, но у него получилось. Перед нами живой человек, чего, кстати, не скажешь о героях Хабенского и Миронова, обретающих естественность в минуты смертельной опасности, а в остальных эпизодах выглядящих весьма искусственно.
Недостатки фильма напрямую, как это ни странно, вытекают из его достоинств. Прекрасно, что подвиг реконструирован добросовестно, с максимальным напряжением творческих сил… Когда же авторы стараются вокруг подвига советских космонавтов создать дополнительный драматизм, возникает чувство неловкости. Пусть вяло, как будто по инерции, но всё-таки заметно, что в героический контекст вкрапляется тема противостояния человечности и тоталитаризма. Кульминацией этого контрапункта стала вложенная в уста Королёва фраза о том, что мы, русские, – нация, летающая в кандалах, а сними с нас кандалы, потеряем центр тяжести и разобьёмся…
Видимо, сценаристы посчитали эту реплику верхом изобретательности, однако она производит впечатление неуместного клише, да и трудно представить, чтобы Королёв такое когда-то говорил, тем более космонавтам.
Не впечатлил и сценарный ход, когда нам показывают некое предполётное противостояние между опытным, уравновешенным Беляевым и молодым, бесшабашным Леоновым. Конфликт этот не имеет развития и явно провален в драматургическом плане. Не очень убедительны сцены из детства Алексея Леонова, а попытки перекинуть сюжетные арки настолько очевидны, что теряют всю формообразующую стать. Образы жён космонавтов блёклые, так что непонятно, зачем они в фильме вообще появились…
Но самое главное, чего не хватает, это хотя бы малейшей попытки проанализировать суть исторических событий тех лет. А ведь зрителям, особенно юным, неплохо бы разобраться в мотивах и подтекстах прошлого. Конкуренция в космосе с американцами вовсе не была идеологической прихотью советского руководства. Штаты, как только окончилась Вторая мировая война, начали последовательную борьбу за военно-космическое превосходство над СССР, которое могло бы позволить нанести сокрушительный ядерный удар. И наши учёные и военные героически противостояли этим планам…
Фильм «Время первых» вряд ли станет золотой страницей кинематографа. Но то, что в нём не так много пошлого вранья – это уже достижение. А ведь в фильме есть по-настоящему душевные, эмоционально яркие сцены, что и позволяет оценить кино на твёрдую четвёрку.
Перед просмотром фильма «Время первых» имелись серьёзные опасения. Аннотация гласила, что действие происходит во времена противостояния СССР и США в шестидесятые годы ХХ века. Что героям космонавтам предстоит осуществить важнейшую миссию при огромных рисках, связанных с недостаточным количеством испытаний космического корабля. Можно было предложить, что нам попытаются вновь нарисовать ужасную картину конфликта хороших людей с жестокой тоталитарной машиной, никого не жалеющей ради достижения преимущества над врагом. Если такое и задумывалось, то план, можно сказать, провалился. Сам по себе человеческий подвиг через десятилетия облагородил происходящее на экране, освобождая кино от грязи и провокаций…
Когда-то я слышал выступление великого музыканта Евгения Светланова, который высказал мысль: если в оперном спектакле выделяют отдельные элементы, как то сценографию или работу художников, это значит – спектакль провальный. В настоящем искусстве важно целое, а не детали... Мастера такого уровня всегда бескомпромиссны.
Сегодня бескомпромиссность в искусстве мы потихоньку начали забывать, считая её не такой уж необходимой. И с точки зрения высших критериев «Время первых» не заслуживает одобрения, но и хулы оно точно не должно быть удостоено. Наверное, потому, что в этом масштабном проекте положительные компоненты перевесили негативные.
Что можно отнести к достоинствам.
Во-первых, саму идею вернуться к славной странице советской послевоенной истории – космонавтике. Долгое время мы пытались перечеркнуть достижения той эпохи, заменяя правду мифологией далеко не лучшего пошиба. Теперь почти всем очевидно, что дегероизация прошлого приводит к плачевным последствиям. Стремясь отскоблить советский пропагандистский глянец, мы исказили историю до бесстыдной неузнаваемости и взрастили на этих искажениях целое поколение дезинформированных молодых людей.
Создатели фильма в определённой степени учли это обстоятельство. Во «Времени первых» скрупулёзно воссоздан первый выход человека в открытый космос, и фильм очень выигрывает от того, что акцент сделан на реконструкции, а не на оценках происходящего. Именно в той части фильма, где действие происходит в космическом корабле, лучше всего смотрятся исполнители главных ролей Евгений Миронов (Алексей Леонов) и Константин Хабенский (Павел Беляев). И хоть широкому зрителю неизвестно доподлинно, как ведут себя космонавты в полёте, версия Миронова и Хабенского вполне убедительна.
Ещё один положительный момент – умелое (особенно во второй части кинофильма) изложение событий. Внимание зрителя не ослабевает ни на секунду, и это притом что всем известно: космонавт Алексей Леонов остался жив. Однако за его судьбу, равно как и за судьбу командира корабля Павла Беляева, волнуешься так, будто финал неочевиден и развязка произойдёт только сейчас, на твоих глазах. На интригу работают изобретательное сочетание планов, спецэффекты и операторские решения… Хотя эпизод с поздравлением Леонова Брежневым, которое едва не помешало космонавту вернуться на борт, смотрится вычурным и надуманным.
И конечно, нельзя не сказать о феноменальной работе Владимира Ильина, в исполнении которого Сергей Королёв превращается едва ли не в главную фигуру киноповествования. Здесь точен каждый жест, и несмотря на лаконичность декорации (Королёв почти весь фильм находится Центре управления полётами), Ильину удаётся представить своего героя масштабно, во всём многообразии и сложности характера, нацеленным на решение исторической задачи. Актёру было значительно сложнее, чем остальным, вылепить из своего персонажа подлинного героя, но у него получилось. Перед нами живой человек, чего, кстати, не скажешь о героях Хабенского и Миронова, обретающих естественность в минуты смертельной опасности, а в остальных эпизодах выглядящих весьма искусственно.
Недостатки фильма напрямую, как это ни странно, вытекают из его достоинств. Прекрасно, что подвиг реконструирован добросовестно, с максимальным напряжением творческих сил… Когда же авторы стараются вокруг подвига советских космонавтов создать дополнительный драматизм, возникает чувство неловкости. Пусть вяло, как будто по инерции, но всё-таки заметно, что в героический контекст вкрапляется тема противостояния человечности и тоталитаризма. Кульминацией этого контрапункта стала вложенная в уста Королёва фраза о том, что мы, русские, – нация, летающая в кандалах, а сними с нас кандалы, потеряем центр тяжести и разобьёмся…
Видимо, сценаристы посчитали эту реплику верхом изобретательности, однако она производит впечатление неуместного клише, да и трудно представить, чтобы Королёв такое когда-то говорил, тем более космонавтам.
Не впечатлил и сценарный ход, когда нам показывают некое предполётное противостояние между опытным, уравновешенным Беляевым и молодым, бесшабашным Леоновым. Конфликт этот не имеет развития и явно провален в драматургическом плане. Не очень убедительны сцены из детства Алексея Леонова, а попытки перекинуть сюжетные арки настолько очевидны, что теряют всю формообразующую стать. Образы жён космонавтов блёклые, так что непонятно, зачем они в фильме вообще появились…
Но самое главное, чего не хватает, это хотя бы малейшей попытки проанализировать суть исторических событий тех лет. А ведь зрителям, особенно юным, неплохо бы разобраться в мотивах и подтекстах прошлого. Конкуренция в космосе с американцами вовсе не была идеологической прихотью советского руководства. Штаты, как только окончилась Вторая мировая война, начали последовательную борьбу за военно-космическое превосходство над СССР, которое могло бы позволить нанести сокрушительный ядерный удар. И наши учёные и военные героически противостояли этим планам…
Фильм «Время первых» вряд ли станет золотой страницей кинематографа. Но то, что в нём не так много пошлого вранья – это уже достижение. А ведь в фильме есть по-настоящему душевные, эмоционально яркие сцены, что и позволяет оценить кино на твёрдую четвёрку.